Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

двусложные размеры

Энциклопедический словарь

Двусло́жные разме́ры - см. Ямб и Хорей.

* * *

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ - ДВУСЛО́ЖНЫЕ РАЗМЕ́РЫ, см. Ямб (см. ЯМБ) и Хорей (см. ХОРЕЙ).

Большой энциклопедический словарь

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ - см. Ямб и Хорей.

Гуманитарный словарь

ДВУСЛО́ЖНЫЕ РАЗМЕ́РЫ - двудольные размеры, двусложники - в силлабо-тонич. системе стихосложения - размеры, осн. на стопах, состоящих из 2 слогов (отсюда назв.) - хорей и ямб. В рус. силлабо-тонич. стихе ритм Д. Р. основан на чередовании слабых (безударных) и сильных (ударных) позиций, слоговой объем каждой из к-рых равен единице. Такое чередование позиций в четном (ямб) или нечетном (хорей) порядке образует "первичный ритм" Д. Р. Поскольку ср.-статистич. объем слова в рус. яз. превышает 2 слога, в Д. Р. часты пропуски метрич. ударений (пиррихии), в результате чего одни сильные позиции стиха более стремятся к ударности, др. - менее, образуя "вторичный ритм". Последнее сильное место в рус. стихе обязат. занято ударным слогом слова любого слогового объема, т. к. концевое ударение определяет границу стиха. Остальные сильные места могут быть заняты безударными или ударными слогами любых слов. Так, напр., "вторичный ритм" 5-стопного ямба проявляется помимо обязат. ударности 10-го слога в преим. сильноударности 2-го и 6-го слогов и преим. слабоударности 4-го и 8-го ("По не́вскому грани́ту иль на ба́ле...", А. С. Пушкин). Такой ярко выраженный ритм прослеживается на всем протяжении истории рус. стиха в хорее с четным кол-вом стоп и в ямбе с нечетным кол-вом стоп. "Четные" ямбы и "нечетные" хореи, в к-рых не совпадают два указанных закона, дают более сложный "вторичный ритм", меняющийся от эпохи к эпохе (напр., в 4-стопном ямбе "Изволила Елизавет" - 18 в. и "Адмиралтейская игла" - нач. 19 в.). Слабые места в Д. Р. могут быть заняты безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов, в последнем случае возникают сверхсхемные ударения (спондеи), в рус. стихе они нечасты (напр., "Шве́д, ру́сский ко́лет, ру́бит, ре́жет…", А. С. Пушкин). Д. Р. более популярны, чем 3-сложные, из Д. Р. более распространены в рус. поэзии ямбич., менее - хореич. На основе одинакового "первич. ритма" ямб и хорей могут чередоваться в пределах стихотв. текста (двусложники с переменной анакрузой). В редких случаях Д. Р. чередуются с 3-сложными, образуя сложную полиметрич. композицию.

Полезные сервисы